Транспорт в эпоху регенства. Почтовые кареты

Когда человек по имени Джон Палмер (не имеющий никакого отношения к доставке почты) с помощью Вильяма Питта Младшего, премьер министра Англии, заставил Почтовое Ведомство (Post Office) начать использовать почтовые кареты, он стал причиной настоящей революции в доставке почты и пассажиров между городами Англии. Однако, эта революция стала возможна только благодаря существенному улучшению качества дорог, которое, в свою очередь, стало следствием введения дорожной пошлины, а также улучшению техники строительства дорог, за что следует сказать спасибо Телфорду и МакАдаму.

Первый маршрут почтовых карет проходил из Лондона на запад, в популярный в те времена Бат, и включал также участок из Бата в Бристоль (см. карту). Движение по этому маршруту началось 2 августа 1784 года. Эксперимент оказался настолько удачным, что Питт распорядился создать другие маршруты. В марте 1785 года почтовые кареты появились на Норфолкской (Norfolk) и Саффолкской (Suffolk) дорогах. Два месяца спустя открылось движение между Бристолем и Портсмутом. К лету 1785 г. к списку пунктов назначения почтовых карет добавились Лидс, Манчестер и Ливерпуль. В октябре того же года список вырос в несколько раз.

Позже всего улучшение дорог коснулось Большой Северной Дороги (Great North Road), ведущей в Шотландию. Но летом 1786 г. и по ней побежали почтовые кареты. Путешествие в Эдинбург (ок. 400 миль) было совершено за 60 часов. До 1750 года почта на этом маршруте (в направлении на север) доставлялась за 85 часов.

В 1784 году в Англии началась эра почтовых карет.

Почтовая карета
Почтовые кареты были собственностью Почтового Ведомства (Post Office). Производителем был мистер Видлер из Милбанка, Лондон (Mr. Vidler of Millbank, London). Кареты были стандартными и имели одинаковую раскраску: корпус черный, дверцы и нижняя часть корпуса - красно-коричневые. Колеса и днище - красные (Post Office red). На дверцах золотом был нарисован королевский герб и написаны слова Post Office, а также указаны конечные пункты маршрута. Верхние панели корпуса были украшены изображениями четырех главных рыцарских орденов Англии. На переднем багажном отделении - вензель правящего монарха. На заднем - номер кареты.

В переднем багажном отделении (под ногами кучера) располагался багаж пассажиров. В заднем багажном отделении (под ногами охранника) - запертый ящик с почтой.
Внутри почтовой кареты могли разместиться четыре пассажира. Позже в почтовом ведомстве сообразили, что еще три пассажира могут легко разместиться позади кучера, так что было добавлено сидение на крыше кареты.

Стоимость проезда составляла: внутри кареты 5 пенсов за милю, на крыше кареты - 2,5 пенса за милю. Деньги за проезд получал хозяин гостиницы, где останавливалась карета.

Лошади
Чтобы обеспечить почтовые кареты лошадьми, почтовое ведомство заключало контракты с владельцами больших "терминалов" на предоставление лошадей и кучеров, необходимых на все время путешествия. Хозяева обычно предоставляли собственных лошадей на первые два-три перегона от Лондона. Кроме того, они заключали собственные контракты с владельцами гостиниц, расположенных по всему маршруту следования, на предоставление лошадей для остальных перегонов.

Самым известным из хозяев гостиниц, предоставлявших лошадей для почтовых карет, был William Chaplain. Старший Чаплэйн в 1825 г. приобрел гостиницу "Swan with Two Necks", расположенную на Ladd Lane, недалеко от нового офиса Почтового ведомства, расположенного на St. Martin's. При этой гостинице было 200 упряжных лошадей. У Чаплэйна были также большие конюшни на всех главных дорогах, ведущих из Лондона. Так, в Hounslow, на дороге в Бат, при гостинице Crown and Cushion Inn была конюшня на 150 лошадей. Во времена наибольшего расцвета его бизнеса в 1838 г. ему принадлежали около 1800 лошадей. Из 28 почтовых карет, каждый вечер покидавших Лондон, в половину были впряжены лошади, принадлежавшие Чаплэйну.
Во время наивысшего расцвета эры почтовых карет ежедневно для транспортировки почты использовались более 150 тыс. лошадей.

Первая лошадь в упряжке со стороны середины дороги обычно была белого или серого цвета, чтобы лучше было видно ночью со стороны едущих навстречу.
"Подставы" на маршрутах следования постовых карет обычно располагались на расстоянии 10-15 миль друг от друга. Если карета не делала полную остановку, а останавливалась только для смены лошадей, то на это отводилось только 5 минут. Поэтому охранник заранее выдувал на почтовом рожке сигнал "смены лошадей", чтобы предупредить хозяина гостиницы о необходимости подготовить свежую упряжку. Лучшие конюхи меняли лошадей менее чем за три минуты.

Кучер
Кучер не был служащим Почтового Ведомства. Его нанимал хозяин гостиницы, тот же, кто и предоставлял лошадей для почтовой кареты. Почтовое Ведомство снабжало кучера пистолетом.
Кучера были известны своим умением управлять лошадьми, настолько, что им подражали даже джентльмены

Охранник
Охранник почтовой кареты был служащим Почтового Ведомства. Охранники носили королевскую ливрею, состоящую из алого сюртука, отделанного золотым галуном. Почтовое ведомство снабжало охранника оружием (мушкетон и пистолет), часами, которые он хранил в кожаной сумке, и рожком, в который он дул, чтобы предупредить других путешественников и хозяев гостиниц о приближении почтовой кареты. В обязанности охранника входило обеспечение безопасности доставляемой почты, а также контроль за тем, чтобы кучер строго придерживался расписания.
Пытаясь избежать подкупа и коррупции, Почтовое ведомство хорошо платило своим охранникам. Они получали 10 шиллингов 6 пенсов в неделю, что было по тем временам очень большой суммой. Кроме того, раз в год охранник получал новый сюртук и шляпу. Охранники также получали очень хорошую пенсию. Ко всему этому добавлялись "чаевые" от пассажиров. "Кучеру и охраннику принято платить в конце каждого перегона длиной примерно в 20 миль. Этот обычай почти приобрел силу закона. Обычно сумма составляет по 6 пенсов каждому, но часто дают шиллинг и даже больше, от которых никогда не отказываются". Серебряный шиллинг с пассажира считался нормой для дальних поездок.

Сигнал почтового рожка, выдаваемого охранникам, узнавали везде. Стандартный рожок имел в длину три фута и был сделан из жести (tin). Однако, охранники весьма гордились своим "музыкальным искусством" и часто сами покупали инструменты, сделанные из меди (copper) или латуни (brass), так как они отличались более мелодичным звучанием.
Почтовые кареты проезжали по платным дорогам бесплатно, и подъезжая к воротам, у которых собиралась пошлина (tollgate) охранник подавал сигнал, чтобы смотритель успел вовремя открыть ворота. Замешкавшемуся смотрителю грозил штраф в 40 шиллингов.
Также сигнал почтового рожка сообщал конюхам о необходимости подготовить свежую упряжку, а почтмейстеру - о том, что надо приготовиться бросить мешок с почтой охраннику проезжавшей мимо почтовой кареты.
Среди сигналов были, например, такие: "очистить дорогу", "проезжаю", "останавливаюсь", "поворачиваю направо", "поворачиваю налево".
Большинство охранников были бывшими солдатами. Они были хорошими стрелками и честно охраняли доверенную им почту. Почтовые кареты практически не подвергались ограблениям и были самым безопасным средством передвижения (если говорить о грабителях с большой дороги).